Данные правила разработаны специалистами «Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Ростовской области» (ФБУ «Ростовский ЦСМ») и утверждены генеральным директором ФБУ «Ростовский ЦСМ» А.В. Красавиным 17 марта 2016 года.
Скан-копия документа опубликована на официальном сайте ФБУ «Ростовский ЦСМ» и доступна для скачивания в формате PDF по ссылке.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Правила функционирования Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» (далее – Система) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации, Таможенного союза и Всемирной торговой организации в части обеспечения качества и безопасности продукции, нормативных документов, устанавливающих требования к процедурам сертификации, а также соотнесены со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года и устанавливают:

  • принципы и основные цели;
  • перечень объектов, подлежащих сертификации;
  • перечень характеристик объектов, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация;
  • порядок выполнения работ;
  • порядок оплаты работ по добровольной сертификации;
  • состав участников и организационную структуру Системы;
  • порядок формирования, ведения реестров Системы и предоставления сведений, содержащихся в реестрах Системы;
  • порядок рассмотрения жалоб и апелляций;
  • порядок включения информации о продукции предприятий Ростовской области, прошедшей сертификацию в рамках Системы, и предприятиях, получившей право маркирования такой продукции Знаком Системы, в региональный банк данных «Продукция Ростовской области».

Система добровольной сертификации «Сделано на Дону» содержит требования к повышению качества и конкурентоспособности продукции и услуг, производимых предприятиями Ростовской области, устанавливает более высокие требования и показатели качества по отношению к действующему законодательству.

Система предусматривает проведение добровольной сертификации продукции и услуг, процессов производства, систем менеджмента и маркетинга (далее — объекты) в соответствии с настоящими Правилами и направлена на повышение качества и конкурентоспособности продукции, производимой в Ростовской области.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила функционирования Системы разработаны в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184‑ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52 (ч. I), ст. 5140) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2004 г. № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию Системы добровольной сертификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 5, ст. 371) и являются основополагающим документом функционирования Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону».

Настоящие Правила функционирования Системы не являются нормативным правовым актом.

1.2. Система добровольной сертификации «Сделано на Дону» (далее – Система) разработана Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ростовской области» (далее – ФБУ «Ростовский ЦСМ»).

ФБУ «Ростовский ЦСМ» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации функций Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сферах технического регулирования и обеспечения единства измерений в Ростовской области в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102‑ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и находящегося в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 г. № 20‑р.

1.3. Полное наименование: Система добровольной сертификации «Сделано на Дону».
Сокращенное: СДС «Сделано на Дону».

1.4. Система обеспечивает проведение добровольной сертификации на всей территории Ростовской области и является открытой для участия в ней юридических лиц и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации и/или осуществляющих выпуск продукции, оказание услуг на территории Ростовской области, признающих и выполняющих ее правила.

Положения, установленные настоящими Правилами, являются обязательными для выполнения всеми участниками Системы на всех этапах проведения работ по сертификации объектов Заявителя требованиям Системы.

1.5. Сертификации в рамках Системы не подлежит продукция, не включенная в перечень объектов Системы (например: лекарственные препараты, табачные изделия), а также:

  • продовольственные товары, в состав которых входят генетически модифицированные организмы;
  • объекты, не соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации и Таможенного союза (несоответствующая маркировка, отсутствие необходимых сертификатов, деклараций, свидетельств о государственной регистрации и т. п.);
  • товары продовольственного назначения, маркировка которых не имеет идентификационного кода (штрихового кода);
  • товары, наименование которых допускает принципиальную возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров иностранному производителю.

1.6. Сертификации в рамках Системы не подлежат услуги, не включенные в перечень объектов Системы, а также:

  • услуги, не соответствующие действующему законодательству Российской Федерации;
  • услуги, наименование которых допускает принципиальную возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности иностранному производителю.

1.7. Добровольная сертификация в Системе осуществляется на основе принципов:

  • проведения добровольной сертификации только по всем существенным требованиям нормативных документов, определяющим качество объектов сертификации;
  • применения добровольной сертификации равным образом и в равной мере независимо от размера, формы собственности, объекта, осуществления процессов производства;
  • доступности для заинтересованных лиц информации о порядке проведения добровольной сертификации;
  • недопустимости принуждения к осуществлению добровольной сертификации;
  • защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении добровольной сертификации;
  • недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией в Системе.

1.8. Система имеет собственные формы основных документов, в том числе, Сертификатов соответствия (Приложение 1-4) и изображение Знака Системы. Правила использования Знака определены утвержденным в установленном порядке «Порядком применения Знака Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону».

1.8. Система гарантирует прозрачность настоящих Правил и Порядка применения Знака Системы, достаточность информации по ее функционированию. Данные документы Системы по запросу могут быть направлены всем заинтересованным лицам с использованием различных средств связи, в т. ч. размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1.9. В настоящих Правилах применяются основные понятия, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300‑1 «О защите прав потребителей», национальными стандартами Российской Федерации;

1.10. Система вправе взаимодействовать с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран по вопросам повышения качества, безопасности, конкурентоспособности продукции и услуг, добровольной сертификации, включая признание сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний, оценки процессов оказания услуг, качества исполнения услуг.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ

2.1. Добровольная сертификация в Системе осуществляется в целях:

  • повышения качества и конкурентоспособности продукции, производимой в Ростовской области, за счет включения в Систему требований национальных стандартов;
  • формирования цельного, узнаваемого образа продукции, производимой в Ростовской области, как совокупности высококачественных современных товаров, доказывающей соответствие международным нормам;
  • содействие производству приоритетных видов продукции, услуг с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности;
  • формирования имиджа Ростовской области, как территории стабильного производства, значительных экспортных способностей и высокого качества;
  • стимулирования предприятий к непрерывному совершенствованию выпускаемой продукции и улучшению условий производства, созданию конкурентных преимуществ и мощных брендов, усилению рыночной позиции и стремлению к превосходству в качестве;
  • стимулирования организаций различных форм собственности к непрерывному совершенствованию оказываемых услуг в целях повышения доверия к ним потребителей;
  • стимулирования лояльности и потребительского спроса на товары, услуги, произведенные предприятиями Ростовской области, повышения статуса товаров с официально подтвержденным качеством требованиям Системы;
  • создания благоприятных условий для эффективной деятельности предприятий-производителей Ростовской области и результативного продвижения их продукции, услуг на Российском и международном рынках;
  • усиление ответственности производителей продукции, услуг Ростовской области перед потребителями;
  • содействия соответствию продукции и коммерческой политики предприятий Ростовской области требованиям торговых сетей;
  • создания возможности осознанного и компетентного выбора продукции, услуг потребителями за счет ориентирования на Знак и сертификат Системы и обеспечения их достоверной информацией не только о безопасности, но и о качестве выпускаемой продукции;
  • содействия внедрению современных технологий и распространению передового опыта ведения бизнеса;
  • стимулирования и общественной поддержки предприятий и организаций, стремящихся своей практической деятельностью к созданию у потребителей положительного имиджа участника цивилизованной системы торговли и производства качественных товаров, услуг;
  • широкого и достоверного информирования потребителей и общественности о высококачественных, экологически безопасных товарах и их производителях с целью продвижения товаров на внутренний и международный рынки.

2.2. Основными задачами Системы является:

  • объективное, достоверное, компетентное подтверждение соответствия объектов требованиям Системы;
  • подтверждение того, что продукция и услуги, прошедшие сертификацию в рамках настоящей Системы, обеспечивают соответствие требованиям действующего законодательства, международных норм и требований торговых сетей (если применимо);
  • проведение объективной и достоверной оценки процессов функционирования систем менеджмента качества, безопасности пищевой продукции, анализа внедренности этих систем в производственную деятельность предприятий.

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. В настоящих Правилах использованы термины и определения, соответствующие понятиям, установленным:

  • Федеральным Законом от 27.12.2002 № 184‑ФЗ «О техническом регулировании»;
  • национальными стандартами Российской Федерации;
  • межгосударственными стандартами.

В настоящих Правилах использованы следующие термины и определения:

  • «Знак Системы» – обозначение, служащее для всех заинтересованных сторон символом соответствия объекта сертификации требованиям Системы.
  • «Сертификат Системы» – документ, выданный в соответствии с Правилами Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» и удостоверяющий соответствие объектов требованиям Системы.
  • «Заявитель» – юридическое лицо и (или) физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и/или осуществляющее выпуск продукции на территории Ростовской области.
  • «Объекты Системы» – продукция, процессы производства, системы менеджмента и маркетинга, производимые или осуществляемые Заявителем.
  • «Сертификация» – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
  • «ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки)» – концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.
  • «НАССР» – система, которая идентифицирует, оценивает и контролирует опасные факторы, имеющие значение для безопасности продуктов питания.
  • «Бренд» – образ товара в сознании потребителя, выделяющий его в ряду конкурирующих товаров.
  • «Брендинг» – процесс осуществления комплекса мероприятий по идентификации товара, выделению его из ряда аналогичных и созданию долгосрочного предпочтения бренда потребителями.

Дополнительные термины и определения, приведены в утвержденных в установленном порядке и введенных в действие следующих стандартах организации:

  • СТО 02567716-001–2013 «Требования к объектам и их характеристикам Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону»;
  • СТО 02567716-002–2013 «Правила выполнения работ по сертификации продукции в Системе добровольной сертификации «Сделано на Дону»;
  • СТО 02567716-003–2013 «Правила выполнения работ по сертификации систем менеджмента в Системе добровольной сертификации «Сделано на Дону»;
  • СТО 02567716-005–2016 «Правила выполнения работ по сертификации услуг в Системе добровольной сертификации».

Сокращения:

Система – Система добровольной сертификации «Сделано на Дону».

ИЛ – испытательная лаборатория (Центр).

СМК – система менеджмента качества.

ХАССП – концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.

ТС – Таможенный союз.

КТС – Комиссия Таможенного союза.

ЕЭК – Евразийская экономическая комиссии.

ТР ТС – Технический регламент Таможенного союза.

СТО – стандарт организации.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ

4.1. Объектами сертификации в Системе являются:

  • продукция: классы, группы согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005‑93, Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034‑2014;
  • процессы их производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, маркетинга;
  • системы менеджмента качества;
  • системы менеджмента безопасности пищевой продукции на основе принципов ХАССП;
  • услуги: классы, группы согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002‑93, Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034‑2014;
  • процессы оказания услуг.

4.2. Перечень объектов Системы (продукции) определен кодами ОКП продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005‑93, кодами ОКПД в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034‑2014, кодами ОКУН в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002‑93 и приведен в Приложении 1 и области аккредитации Органа по сертификации Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону», утверждаемой руководителем Органа по сертификации.

4.3. Перечень объектов может изменяться, в том числе расширяться или сокращаться в зависимости от изменений в Правилах функционирования Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону», в Общероссийских классификаторах продукции ОК 002‑93, ОК 005‑93 или ОК 034‑2014 и других документах.

5. ТРЕБОВАНИЯ, НА СООТВЕТСТВИЕ КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

5.1. Требования, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация в Системе, направлены на повышение качества, безопасности и конкурентоспособности продукции производителей Ростовской области.

5.2. Добровольная сертификация в Системе осуществляется на соответствие требованиям:

  • к идентификации продукции (типам, основным параметрам и (или) размерам, отражающим основные потребительские (эксплуатационные) характеристики;
  • к идентификации услуг (типам, видам, классификационным группам);
  • к составу, в том числе, химическому, функциональному, и физико-химическим, механическим и другим свойствам; органолептическим показателям;
  • к материалам и сырью;
  • к маркировке, упаковке;
  • к процессам оказания услуг;
  • к процессам транспортирования и хранения;
  • эффективности и результативности маркетинга, менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента охраны здоровья и безопасности труда и менеджмента социальной ответственности.

5.3. Перечень характеристик объектов Системы установлен в соответствии с требованиями:

  • законодательства Российской Федерации в части санитарных, ветеринарных, фитосанитарных правил и норм;
  • национальных стандартов Российской Федерации;
  • предъявляемыми торговыми сетями к продукции, процессам производства, внедренным системам качества;
  • стандартов организаций, технических условий.

6. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ И ФУНКЦИИ ЕЕ УЧАСТНИКОВ

6.1. Организационную структуру образуют следующие участники Системы:

  • Департамент потребительского рынка товаров и услуг;
  • Совет по вопросам функционирования Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» (далее – Совет по вопросам функционирования Системы);
  • Центральный орган Системы;
  • Орган по сертификации;
  • Апелляционная комиссия;
  • Испытательные лаборатории (Центры);
  • Эксперты;
  • Заявители;
  • Информационно-маркетинговый центр;
  • Учебный центр.

Организационная структура Системы представлена на рисунке 1.

rules schema c9135

6.2. Департамент потребительского рынка Ростовской области, являясь Государственным Заказчиком разработки Системы, осуществляет следующие функции:

  • руководит работами по разработке и организации функционирования Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • формирует и утверждает организационную структуру Системы;
  • представляет на утверждение Губернатору Ростовской области форму знака Системы и порядок его применения, а также формы других документов, необходимых для функционирования Системы;
  • организует и координирует деятельность участников Системы, в том числе определяет работу Совета по вопросам функционирования Системы с учетом предложений всех заинтересованных сторон;
  • взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации, с соответствующими органами других государств и международными органами по вопросам сертификации.

6.3. Совет по вопросам функционирования Системы является постоянно действующим органом.

Совет по вопросам функционирования Системы создан в целях обеспечения взаимодействия Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, органов исполнительной власти Ростовской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, иными органами, общественными объединениями, организациями в решении вопросов функционирования Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону».

Состав Совета по вопросам функционирования Системы утверждается распоряжением Правительства Ростовской области и формируется из представителей исполнительных органов государственной власти Ростовской области, ФБУ «Ростовский ЦСМ», общественных и научных организаций, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, ассоциаций производителей и других организаций.

Совет по вопросам функционирования Системы осуществляет свою деятельность в соответствии с Распоряжением Правительства Ростовской области № 290 от 08.07.2014 «О совете по вопросам функционирования Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону». Совет по вопросам функционирования Системы делегирует право уполномоченному лицу подписания Свидетельства о присвоении знака Системы.

6.3.1. В задачи Совета по вопросам функционирования Системы входит рассмотрение направлений развития Системы, предложений по ее совершенствованию, принципиальных вопросов, возникающих в процессе функционирования Системы, создание на базе Совета Апелляционной комиссии.

6.3.2. Основные функции Совета по вопросам функционирования Системы:

  • осуществление общей координации деятельности в Системе;
  • оказание содействия в создании необходимых условий для эффективного функционирования Системы;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию Системы;
  • утверждение Решения о награждении предприятий Ростовской области, претендующих на право маркировать продукцию Знаком Системы;
  • формирование организационной структуры Системы, организация и координация ее деятельности;
  • рассмотрение вопросов, возникающих в процессе функционирования Системы;
  • предоставление заявителям права на применение Знака соответствия.

6.4. Центральным органом Системы является Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ростовской области» (ФБУ «Ростовский ЦСМ»).

6.4.1. Центральный орган Системы осуществляет общее руководство Системой и выполняет следующие функции:

  • разрабатывает Систему добровольной сертификации и поддерживает ее в актуальном состоянии;
  • утверждает документы Системы, устанавливающие требования к объектам, правила процедуры и управления для проведения добровольной сертификации в Системе в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, национальными стандартами Российской Федерации, документами Системы;
  • создает на своей базе Орган по сертификации Системы путем разработки и утверждения пакета необходимых для его функционирования документов;
  • утверждает организационно-методические документы Системы, необходимые для ее функционирования;
  • формирует численный состав Центрального органа Системы;
  • организует и координирует деятельность участников Системы;
  • обеспечивает проведение комплекса мер по привлечению участников Системы;
  • предоставляет заявителю необходимую информацию о правилах Системы;
  • привлекает к работам по сертификации в Системе, при необходимости, экспертные организации;
  • размещает информацию о продукции и предприятиях, успешно прошедших добровольную сертификацию в рамках Системы и получивших Сертификат и Знак Системы, на сайте «Продукция Ростовской области»;
  • взаимодействует с органами по сертификации, испытательными лабораториями, аккредитованными в национальной системе аккредитации;
  • разрабатывает и утверждает порядок оплаты работ по сертификации в Системе;
  • ведет учет бланков Сертификатов и Деклараций о применении Знака Системы;
  • разрабатывает предложения по документации Системы, актуализации перечней объектов;
  • осуществляет проверку деятельности аккредитованных в Системе организаций, экспертов.

6.5. На базе Центрального органа Системы создается Орган по сертификации, основными функциями которого, являются:

  • осуществление приема, регистрации и рассмотрения заявок;
  • формирование группы экспертов соответствующей компетентности, которая осуществит обследование объектов с последующей подготовкой экспертного заключения;
  • проведение непосредственных работ по сертификации продукции, услуг Заявителей требованиям Системы;
  • подготовка необходимого пакета документов по каждому Заявителю, прошедшему сертификацию и претендующему на получение Сертификата Системы и возможность маркировки своей продукции Знаком Системы, и направление в Совет по вопросам функционирования Системы для дальнейшего принятия решения о награждении и оформления Декларации на применение знака Системы;
  • выдача Заявителю сертификатов соответствия Системы на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • осуществление инспекционного контроля сертифицированных объектов;
  • приостановление или отмена действия выданных ими Сертификатов;
  • информирование Совета по вопросам функционирования Системы о случаях приостановки или отмены действия Сертификата Системы с целью расторжения и отзыва Декларации о применении знака;
  • ведение реестров документов Системы;
  • ведение архивного хранения материалов по сертификации в Системе;
  • подготовка и размещение информации по вопросам функционирования Системы на сайтах ФБУ «Ростовский ЦСМ» (http://rostcsm.ru/), «Продукция Ростовской области» (http://nadonu.zppdon.ru/).

6.6. Апелляционная Комиссия создается для рассмотрения и принятия решений по жалобам и апелляциям заявителей по вопросам сертификации на соответствие требованиям Системы.

  • Основными функциями Апелляционного Совета являются:
  • регистрация поступающих жалоб, апелляций;
  • рассмотрение апелляций (жалоб, претензий);
  • вынесения решения по жалобе и апелляции;
  • взаимодействие с Центральным органом Системы, участниками Системы, а также организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор, общественными и другими организациями по рассматриваемым вопросам;
  • ведение документации по вопросам своей деятельности.

6.7. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят испытания объектов Системы в пределах, своих утвержденных национальным органом по аккредитации Российской Федерации областей аккредитации и выдают соответствующие протоколы.

Для проведения испытаний в рамках Системы допускаются аккредитованные в национальной системе аккредитации испытательные лаборатории, являющиеся независимыми от производителя (продавца) и потребителя (покупателя).

Основной функцией испытательных лабораторий (центров) является проведение испытаний и оформление их результатов в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025‑2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», обеспечивающих объективную и достаточную информацию о фактических значениях показателей испытуемых образцов продукции.

6.8. Эксперты по сертификации проводят непосредственную работу по сертификации в рамках своей компетентности и в соответствии с документами Системы.

Компетентность экспертов Системы определяется Центральным органом при аттестации экспертов. Независимость и конфиденциальность работы экспертов гарантируется требованиями настоящей Системы путем подписания соответствующих соглашений.

Подготовку экспертов и участие в их аттестации осуществляет Учебный центр Системы.

6.9. Предприятия, деятельность которых соответствует пункту 1.4 настоящих Правил, определяются как Заявители:

  • направляют заявку на проведение сертификации, создают условия для проведения работ по сертификации (предоставляют образцы для проведения идентификации или сравнения, доступ к объектам сертификации, нормативную, техническую и другую документацию) в соответствии с правилами Системы;
  • обеспечивают соответствие объектов сертификации требованиям документов, на соответствие которым проведена сертификация;
  • маркируют сертифицированные объекты знаком Системы в порядке, установленном правилами Системы;
  • применяют сертификат соответствия и знак, руководствуясь правилами Системы;
  • обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий экспертами органов по сертификации, осуществляющими контроль за сертифицированными объектами;
  • извещают Центральный орган Системы об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированных объектов, а также иных изменениях, связанных с производством (реализацией), использованием сертифицированных объектов, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации;
  • имеют право подать жалобу, апелляцию.

6.10. Информационно-маркетинговый центр создан в целях:

  • содействия в продвижении бренда «Сделано на Дону», в т. ч. в медиапространстве;
  • содействие в продвижении продукции и услуг, маркированных Знаком как на территории Ростовской области, так и за ее пределами;
  • содействие предприятиям, организациям, прошедшим сертификацию, получившим Знак Системы в более широкой реализации продукции, услуг, ее поставкам в торговые сети, рынки;
  • содействие в насыщении продукцией, маркированной знаком Системы торговых объектов как на территории Ростовской области, так и за ее пределами;
  • выполнения комплекса работ по привлечению участников Системы.
  • Основными функциями Информационно-маркетингового центра являются:
  • организация взаимодействия с правительством Ростовской области, органами власти, органами местного самоуправления в целях продвижения продукции и услуг, прошедших сертификацию в Системе и популяризации Знака Системы;
  • разработка концепции продвижения бренда «Сделано на Дону» в Ростовской области;
  • взаимодействие с торговыми сетями в целях выделения ими специализированных мест/полок/стендов «Сделано на Дону»;
  • организация выставочно-ярмарочных мероприятий в целях продвижения бренда;
  • оценка уровня рекламоспособности знака «Сделано на Дону»;
  • контроль применения Знака Системы организациями, удостоившимися;
  • контроль использования Знака Системы торговыми сетями;
  • обеспечение информирования всех заинтересованных лиц;
  • сбор, размещение информации о функционировании Системы на сайте «Сделано на Дону» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • организация взаимодействия через торговые сети, ТПП с местными торговыми сетями других регионов в целях организации поставок продукции, маркированной «Сделано на Дону».

6.11. Учебный центр Системы создан в целях:

  • обеспечения достоверности результатов сертификации в Системе;
  • обеспечение единства в подходах оценки продукции, услуг, процессов, систем менеджмента требованиям Системы;
  • содействие Органу по сертификации в формировании группы экспертов необходимой компетентности;
  • повышение уровня знаний, компетентности экспертов Системы;
  • обеспечение доверия к результатам сертификации.

Функциями Учебного центра являются:

  • взаимодействие с участниками Системы;
  • организация обучения, повышения квалификации экспертов Системы;
  • установление требований к компетентности экспертов, порядка их аттестации;
  • формирование аттестационной комиссии, участие в проведении аттестации экспертов Системы;
  • организация стажировок экспертов и других участников Системы в различных организациях (в т. ч. в других Системах сертификации, предприятиях-производителях и др.), занятых вопросами повышения уровня качества и безопасности продукции, услуг;
  • выдача сертификатов/свидетельств эксперта Системы, лицам, соответствующим установленным требованиям и прошедшим квалификационный экзамен;
  • ведение реестра сертификатов/свидетельств экспертов Системы;
  • ведение реестра экспертов Системы.

Учебный центр Системы ведет свою деятельность на основании Положения.

6.12. Организации, которые претендуют на участие в Системе в качестве экспертных центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), центров подготовки экспертов, должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы (уполномочены) Центральным органом Системы в установленном порядке.

7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ

7.1. Сертификация осуществляется в рамках установленной сферы деятельности Системы применительно к объектам Системы. Сертификация в Системе осуществляется по инициативе Заявителя.

Правила проведения сертификации в Системе установлены:

  • для объектов и их характеристик – СТО 02567716‑001‑2013;
  • для выполнения работ по сертификации продукции – СТО 02567716‑002‑2013;
  • для оценки системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП, систем менеджмента – СТО 02567716‑003‑2013;
  • для выполнения работ по сертификации услуг – СТО 02567716‑005‑2016.

7.2. Порядок проведения сертификации в общем случае включает:

  • подачу Заявителем заявки на сертификацию;
  • рассмотрение заявки и принятие Решения по заявке;
  • формирование группы экспертов с учетом перечня объектов;
  • составление программы обследования и согласование ее с Заявителем;
  • обследование процесса производства Заявителя на соответствие требованиям Системы;
  • направление образцов продукции на испытания в аккредитованную лабораторию, являющуюся участниками Системы;
  • анализ полученных протоколов испытаний;
  • подготовка экспертного заключения;
  • анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи Сертификата Системы;
  • выдача Сертификата Системы;
  • подготовка предложения по награждению Знаком Системы и направление его в Совет;
  • подготовка комплекта документов, регламентирующих право применения Знака Системы;
  • инспекционный контроль сертифицированных объектов.
  • Поэтапный порядок проведения работ по сертификации в Системе осуществляется согласно СТО 02567716‑002‑2013, СТО 02567716‑005‑2016.

8. ПОРЯДОК ОПЛАТЫ РАБОТ

8.1. Расходы, связанные с проведением работ по добровольной сертификации и испытаниям заявленной на сертификацию продукции в рамках настоящей Системы, несут Заявители.

8.2. Оплата работ проводится Заявителем на основании соответствующих договоров с Органом по сертификации и аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) независимо от результатов сертификации.

8.3. Оплата работ проводится Заявителем полностью, как правило, до начала выполнения работ по сертификации независимо от полученных результатов сертификации.

8.4. Условия оплаты работ по сертификации и инспекционному контролю определяются договором в зависимости от вида и объема работ по сертификации, исходя из нормативов, утвержденных Центральным органом Системы.

8.5. Договор на проведение инспекционного контроля за сертифицированными объектами заключается при выдаче Сертификата Системы.

8.6. Стоимость работ по сертификации устанавливается на основе прогнозируемых затрат на сертификацию в зависимости от объема работ, Правил функционирования системы добровольной сертификации услуг ГОСТ Р (утверждены Ростехрегулированием 27.05.2005 г.), Постановления Госстандарта Российской Федерации от 23.08.1999 № 44 «Об утверждении правил по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 29.12.1999 № 2031), методики расчета стоимости работ, утверждаемой генеральным директором ФБУ «Ростовский ЦСМ».

9. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРОВ СИСТЕМЫ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РЕЕСТРАХ СИСТЕМЫ

9.1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и ведения единых реестров Системы (далее – реестры), предоставления содержащихся в реестрах сведений, в том числе правила включения в единый реестр сведений о Заявителях, выданных Сертификатах Системы и права на Знак Системы.

9.2. Единый реестр формируется и ведется в электронном виде на основе единых методологических и программно-технологических принципов.

Порядок включения информации о продукции предприятий Ростовской области, получившей подтверждение соответствия в рамках Системы, и предприятиях, получивших право использования Знака Системы, в региональный банк данных «Продукция Ростовской области» формируется, в том числе, с учетом Распоряжения Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 10 «Об автоматизированном банке данных продукции производителей Ростовской области».

9.3. Формирование и ведение реестров включает сбор сведений:

  • о поступивших и зарегистрированных заявках;
  • об экспертах, осуществляющих работы в Системе;
  • о выданных Сертификатах Системы;
  • о выданных Свидетельствах на право применения Знака Системы;
  • о предприятиях, продукции, услугах, удостоившихся присвоения Знака Системы;
  • о приостановлении, возобновлении или прекращении действия Сертификата и Знака Системы, а также внесение в реестры новых, актуализированных сведений.

9.4. Документы, на основании которых вносятся сведения в единый реестр, хранятся на бумажных и (или) электронных носителях в Центральном органе Системы.

9.5. Формирование и ведение единого реестра осуществляется на условиях, обеспечивающих предотвращение несанкционированного доступа к нему.

9.6. Для предотвращения утраты сведений, хранящихся в реестрах, Центральным органом Системы формируется их резервная электронная копия.

9.7. Сведения из реестров предоставляются Центральным органом Системы по запросам юридических и физических лиц. Запросы подлежат регистрации в канцелярии ФБУ «Ростовский ЦСМ» с присвоением входящего номера.

Сведения, содержащиеся в реестрах, являются открытыми и общедоступными и предоставляются бесплатно.

9.8. Сведения, содержащиеся в реестрах, полежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах ФБУ «Ростовский ЦСМ» (http://rostcsm.ru/), «Продукция Ростовской области» (http://nadonu.zppdon.ru/).

10. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ И АПЕЛЛЯЦИЙ

10.1. Комиссия создается на базе Совета по вопросам функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» с целью рассмотрения и принятия решения по жалобам, апелляциям заявителей по вопросам сертификации в рамках Системы.

Основными функциями Апелляционной Комиссии являются:

  • регистрация поступающих жалоб, апелляций;
  • рассмотрение апелляций (жалоб, претензий);
  • взаимодействие с Советом Системы, Центральным органом Системы, участниками Системы, а также организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор, общественными и другими организациями по рассматриваемым вопросам;
  • ведение документации по вопросам своей деятельности.

К работе в Апелляционной комиссии привлекаются представители общественных организаций, а также специалисты других организаций.

10.2. При возникновении спорных вопросов в деятельности участников Системы заинтересованная сторона может подать апелляцию в Совет по вопросам функционирования Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону», на базе которого формируется Апелляционная комиссия.

10.3. Апелляционная комиссия формируется на паритетных началах, обеспечивающих баланс интересов сторон.

10.4. Деятельность Апелляционной комиссии определяется отдельными положениями, утвержденными в рамках настоящей Системы.

11. ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК ДАННЫХ «ПРОДУКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

11.1. Порядок включения информации о продукции предприятий Ростовской области, прошедшей сертификацию в Системе, и предприятиях, получивших право маркирования такой продукции Знаком Системы в региональный банк данных «Продукция Ростовской области» формируется в том числе с учетом Распоряжения Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 10 «Об автоматизированном банке данных продукции производителей Ростовской области».

11.2. Информация, размещаемая на сайте «Продукция Ростовской области» включает данные о:

  • об экспертах, осуществляющих работы в Системе;
  • о выданных Сертификатах Системы;
  • о предприятиях и продукции, удостоившихся присвоения Знака Системы.

11.3. За своевременность и правильность размещения предоставленной информации ответственность несет Центральный орган Системы.

12. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

12.1. Центральный орган Системы гарантирует обеспечение конфиденциальности информации полученной в процессе выполнения работ в Системе.

12.2. Конкретные требования к конфиденциальности информации могут быть определены Заявителем при заключении договора.

12.3. Информация о заявителе, полученная из других источников (информация от торговых сетей, надзорных органов) также рассматривается как конфиденциальная.

12.4. Соблюдение требований к конфиденциальности информации и сохранности документации обеспечивается следующими мерами:

  • персонал Центрального органа Системы гарантирует соблюдение конфиденциальности всей информации, полученной или созданной во время выполнения работ в Системе;
  • доступ к конфиденциальности информации, полученной от Заказчика, имеет только персонал Центрального органа Системы;
  • все материалы и документы, полученные от Заявителя, хранятся в папках в специально отведенных шкафах и не могут быть переданы третьей стороне без согласия Заявителя.

13. НЕЗАВИСИМОСТЬ И БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

13.1. Центральный орган Системы несет ответственность и гарантирует независимость и беспристрастность работ в Системе и не допускает коммерческого, финансового или иного давления, ставящего беспристрастность под угрозу.

13.2. Решения Центрального органа Системы основываются на объективных свидетельствах соответствия (несоответствия), а также на его решения не влияют другие интересы или другие организации (лица).

14. СОЗДАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ СИСТЕМЫ, ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

14.1. Делегирование полномочий на ведение работ в рамках настоящей Системы не предусмотрено.

 Приложение 1

Перечень объектов Системы (продукция)


п/п

Код
ОКП

Наименование объекта

1

23 8000

Товары бытовой химии, в т. ч. материалы лакокрасочные

2

56 0000

Мебель

3

57 0000

Строительные материалы

4

59 0000

Изделия из стекла, фарфора, фаянса

5

81 0000

Продукция текстильной промышленности (без пряжи, тканей, нетканых материалов и трикотажных изделий)

6

84 0000

Продукция трикотажной промышленности

7

85 0000

Изделия швейные

8

87 8000

Изделия кожгалантерейные

9

88 0000

Обувь кожаная

10

91 1000

Продукция сахарной и хлебопекарной промышленности

11

91 2000

Изделия кондитерские сахаристые

12

91 3000

Изделия кондитерские мучные

13

91 4000

Продукция масложировая и моющие средства на жировой основе, изделия макаронные

14

91 5000

Продукция парфюмерно-косметической и эфирномасличной промышленности

15

91 6000

Продукция переработки фруктов, овощей, грибов, включая соковую продукцию из фруктов и овощей

16

91 7000

Продукция винодельческой промышленности

17

91 8000

Продукция ликероводочной спиртовой, пивоваренной, производства безалкогольных напитков, крахмало-паточной промышленности, производства безалкогольных напитков и минеральных вод, крахмал сухой и модификационные декстрины, саго

18

91 9000

Продукция чайной, соляной промышленности и производство пищевых концентратов

19

91 9400

Первые и вторые блюда – пищевые концентраты

20

91 9600

Продукты из кукурузы и других видов зерна и отходы их производства

21

91 9700

Сухие продукты для детского, диетического и лечебно профилактического питания и отходы их производства

22

92 8000

Продукция пищевая, кормовая и техническая

23

91 9900

Пряности пищевкусовые, приправы и добавки – концентраты и отходы их производств

24

92 1100

Продукция мясной и птицеперерабатывающей промышленности, включая яйцепродукты

25

92 2100

Продукты молочные и молочные составные – масло сливочное, масло топленое, паста масляная, молочный жир. Масло сливочное сухое

26

92 4000

Улов рыбы

27

92 5000

Добыча китов, морского зверя, морепродуктов и ракообразны

28

92 6000

Продукция рыбная пищевая товарная

29

92 7000

Консервы и пресервы рыбные и из морепродуктов

30

92 9300

Продукция мукомольно-крупяной промышленности

31

97 0000

Продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, зерновые и зернобобовые культуры, технические культуры

32

09 0000

Прокат черных металлов, готовый, включая заготовку на экспорт

33

11 0000

Изделия дальнейшего передела из проката, шары, цильбепсы

34

12 0000

Металлоизделия промышленного назначения (метизы)

35

13 0000

Трубы стальные

36

14 0000

Металлопродукция прочая и некондиционная

37

16 0000

Крепежные изделия общемашиностроительного применения

38

18 0000

Прокат цветных металлов

39

21 0000

Продукция неорганической химии, сырье горнохимическое и удобрения

40

22 0000

Полимеры, пластические массы, химические волокна и каучуки

41

24 0000

Продукция органического синтеза, синтетические красители и нефте-коксо-лесо-химическая продукция

42

25 0000

Продукция резинотехническая и асбестовая

43

31 0000

Продукция тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения

44

33 0000

Машины электрические

45

34 0000

Оборудование и материалы электротехнические

46

35 0000

Продукция кабельная

47

36 0000

Продукция химического и нефтяного машиностроения

48

37 0000

Арматура промышленная трубопроводная

49

38 0000

Оборудование металлообрабатывающее и деревообрабатывающее

50

39 0000

Инструмент, технологическая оснастка, абразивные материалы

51

40 000

Вычислительная техника

52

41 000

Продукция общемашиностроительного применения

53

42 0000

Приборы и средства автоматизации общепромышленного назначения

54

43 0000

Приборы и средства автоматизации специализированного назначения

55

44 0000

Приборы и аппаратура оптические

56

45 0000

Изделия автомобильной промышленности

57

46 0000

Подшипники качения

58

47 0000

Тракторы и сельскохозяйственные машины

59

48 0000

Продукция строительного, дорожного и коммунального машиностроения

60

49 0000

Оборудование санитарно-техническое (кроме оборудования для вентиляции и кондиционирования).

Замочные и скобяные изделия

61

50 0000

Программные средства и информационные продукты вычислительной техники

62

51 0000

Оборудование технологическое для легкой и пищевой промышленности и бытовые приборы

63

52 0000

Оборудование для регулирования дорожного движения, обслуживания сельхозтехники и вспомогательное средств связи, конструкции строительные металлические

64

53 0000

Продукция лесозаготовительной и лесопильно-деревообрабатывающей промышленности

65

54 0000

Продукция целлюлозно-бумажной промышленности

66

55 0000

Продукция фанерного производства, плиты, спички

67

57 0000

Материалы строительные, кроме сборных железобетонных конструкции и деталей

68

58 0000

Конструкции и детали сборные железобетонные (включая армированные изделия из бесцементных бетонов)

69

59 0000

Изделия из стекла, фарфора и фаянса

70

60 0000

Резисторы постоянные

71

61 0000

Резисторы переменные и прочие

72

62 0000

Конденсаторы

73

63 0000

Электронная техника, кроме резисторов и конденсаторов

74

65 0000

Средства радиосвязи, радиовещания и телевидения

75

66 0000

Средства проводной связи и аппаратура радиосвязи оконечная и промежуточная

76

82 0000

Продукция текстильной промышленности – ткани суровые

 

Перечень объектов Системы (услуги)


п/п

Код
ОКУН

Код
ОКПД 2

Наименование услуги

1

12 2000

56

Услуги общественного питания

 

Приложение 2

certificate

 

declaration

 

testimony